Термин «нуар», или «черный фильм», вошел в употребление среди кинокритиков в конце сороковых годов. Им характеризовались прежде всего американские фильмы детективного жанра военного и послевоенного времени, насыщенные, как и все общество Соединенных Штатов, атмосферой цинизма и недоверия. С началом войны классический американский «крутой детектив» несколько потерял свою популярность среди зрителей. Более мрачный и пессимистичный нуар, позаимствовавший многие элементы из немецкого довоенного кинематографа, оказался более подходящим для такого времени и быстро вошел в моду в США, а после войны и на другой стороне Атлантики.

К концу пятидесятые годов классический нуар в Америке несколько утратил актуальность, в шестидесятые фильмы этого жанра практически не снимались. Но с началом войны во Вьетнаме мрачные и циничные картины снова оказались востребованы в американском обществе. Первые фильмы нео-нуара («Китайский квартал» Поланского и «Разговор» Копполы) появились в 1974, с тех пор и до настоящего времени они снимаются с завидной регулярностью. Отчасти нео-нуар и постнуар смогли проникнуть даже на телевидение. К этим жанрам обычно относят популярный сериал «Настоящий детектив», первый сезон которого был показан американским телезрителям в 2012.

Немалый вклад в развитие нуара внесли такие мэтры американской кинематографии как Стенли Кубрик и Альфред Хичкок. Но создателями этого направления в киноисскустве обычно называют выдающегося представителя немецкого экспрессионизма Фрица Ланга, с 1934 жившего в США, и Джон Хьюстона, чья дебютная картина «Мальтийский сокол» открыла первую страницу в истории жанра. Хьюстон также долгое время жил в Европе, сбежав туда после устроенной им автомобильной аварии со смертельным исходом. Именно там он пытался реализовать свои музыкальные способности, обучался живописи и кинематографии. В первую очередь европейским влиянием объясняют особую затемненность нуар-фильмов, обилие воды на задних планах, подчеркивающие растворение персонажей среди лабиринтов городов.

Советую также почитать: